Башкирский духовой музыкальный инструмент. По классификации музыкальных инструментов, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых. Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых. Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции.

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV веках.

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнаженного мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович.

В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.